header

Книга
Название: Астрологическая мандала
Автор: Дейн Радьяр
Формат: doc
Размер файла: 1,4 Мб



Отрывки из книги:
Интерпретация жизненных циклов как замкнутого ряда архетипических фаз
1. Символы и циклический характер человеческого опыта

Не было, наверняка, времени в истории человеческой цивилизации, когда слово "символ" или его эквиваленты употреблялись столь широко и получали столь разнообразные значения, как сейчас. Некоторые фи­лософы и психологи создают новые слова, стремясь сделать эти значе­ния более точными. Различаются слова, "символ" и "знак", и это разли­чие полезно, если только не устанавливать слишком жесткие границы между их значениями. Грубо говоря, знак - это произвольно сформиро­ванное указание на то, что определенные обстоятельства могут ожи­даться в определенном месте или времени. Например, дорожные знаки указывают шоферу, что впереди - опасный поворот или пересекающее шоссе, или что определенная дорога ведет в определенно место. Знак, если он точен и тщательно употребляется, является чисто факторическим; это условный и общественно-понятный способ представления фак­тов.

Факты, однако, - это странные сущности, и различные человеческие существа реагируют на них по-разному, в соответствии со своими темпе­раментами, ожиданиями и эмоциональными состояниям. "Чистый факт" может сильно отличаться от "ожидаемого факта". Рационалист или уче­ный могут думать, что они имеют дело с "чистыми фактами", но эти факты могут вызывать много различных эмоций. Если они представля­ются коллективности людей в специфическое время, их значение может быть усилено или разрушено, и может растечься по многим непредви­денным направлениям. Эйнштейновская формула Е=mс2 , относящаяся к чистому факту из области атомной физики, после Хиросимы стала чем-то значительно большим, чем знак или фактическое указание на объективное отношение энергии к массе. Она оказывается символом той судьбы, которую западная наука и технология навязывает челове­честву, включающей огромное разнообразие прямых и косвенных по­следствий, эмоциональных сочетаний, таких, как гордыня, алчность и страх. Принципиальный вопрос о конечной ценности и моральных им­пликациях определенного типа знания и его безответственного или преждевременного распространения оказывается включенным в опре­деляющее факт уравнение. Эйнштейновское объективно открытие и чисто фактическое утверждение стало чрезвычайно мощным символом состояния существования, которого человечество достигло ныне - крити­ческого и потенциально пугающего, равно как, может быть, вдохновляющего и бросающего вызов. Как я писал в моей предыдущей книге "Планетаризация сознания" (гл. IX, Символы ц Ценности):
"Факт есть то, что он есть исключительно как факт; он может быть описан и зафиксирован таким образом, что, по крайней мере теорети­чески, его точная определенность не вызывает сомнений. Можно также сказать, что "факты" принадлежат к категории рациональных сущнос­тей: эти сущности могут быть точно определены, поскольку определе­ние подразумевает все, чем он не являются, т.е. по существу исключает другие концептуальные сущности. С другой стороны, имея дело с симво­лом, мы сталкиваемся с чем-то, что больше того, что оно есть, пото­му что символ описывает не только то, чем он кажется рационально и объективно, но также отношение между специфической человеческой потребностью и возможностью удовлетворять эту потребность".
Символ формируется, когда есть человеческая потребность в нем -Это может быть сугубо личная потребность. Психологические или "про­роческие" сны личного характера относятся к этой категории. Они несут индивидууму указание, сообщение относительно определенных условий существования, будь то физиологических, психологических или социаль­ных. Это может быть ответ на проблему, до того лишь смутно понимае­мую. Точно также, когда ясновидящий, к которому приходит клиент за разрешением проблемы, "видит" перед собой или в уме определенную форму или сцену с какими-то участниками, теоретически это должен быть ответ на потребность клиента, хотя потребность может быть лишь подсознательной или полусознательной. Символ ориентирован на личность.
Равным образом для гуманистического астролога карта рождения -символ, ориентированный на личность (ср. мою "Гуманистическую ас­трологию" в особенности §1 - "Астрология для мыслящих по-новому"). Она, так сказать, несет "сообщение" - символическую формулировку индивидуальной дхармы. Она содержит предложения - относительно то­го, как ему наилучшим образом актуализировать внутренние потенци­альности его собственных особенностей и уникальной самости. Это сим­вол, мандала или логос, слово силы. Рассматриваемая с этой точки зре­ния, астрология есть язык символов. Поскольку это язык, он подразуме­вает процесс разворачивания идеи чувственных реакций. Карта рожде­ния статична, но при рассмотрении "прогрессий" она может быть соот­несена с продолжающимися движениями планет после рождения (также в транзитах). В таком же смысле истинная мандала - нечто большее, не­жели статическая геометрическая фигура; она предполагает процесс развертывания, или, в языке К. Юнга, "индивидуации".
Зодиак в целом составляет мандалу. Есть мандалы времен, так же как мандалы пространства. Цикл трансформаций, рассматриваемый в этой книге - мандала времени. Он обладает ритмом и формой. Любой язык, в особенности в поэзии, также обладает ритмом и формой. 360 Сабианских символов - это слова в обширной космической поэме, значение ко­торой превосходит образы, часто банальные, визуализированные ясно­видящей.
Все слова - символы. Они отвечают основной человеческой потребности