header
Книга
Название: Астрология. Ключи к познанию
Автор: Мэнли Холл
Формат: pdf
Размер файла: 24,8 Мб


Отрывок из книги:
Рассмотрим теперь природу планет как символов семи сил, присущих сферам. Высшая из планет и их повелитель — Сатурн, который, согласно древним верованиям, пребывает в самой удаленной части сол­нечного пространства. В мифологии Сатурн упоми­нается как бог, пожиравший своих собственных де­тей. Он символизирует рациональную силу души. Он — та часть души, которая естественнее всего
склоняется к созерцанию истины. Это сила души в аспекте чистого разума. Сатурн — вечный мыслитель, который всегда порождает мысли, не принадлежащие вечности, а затем пожирает плоды своего мышления.
Юпитер — это созерцательная часть души. Это сила понимания. Способность к почитанию вдохновляет людей на признание истин, даже невзирая на то что они не обладают в полной мере способностями для исследования предмета своего почитания. Юпи­тер верит, Сатурн знает. Они — великие небесные братья. Юпитер был единственным ребенком Сатур­на, кто спасся от прожорливости отца. Вера может быть порождением знания, ибо мы верим в то, что знаем, однако эта странная схема действует в обоих направлениях, ибо мы также и знаем то, во что верим.
Марс — импульсивная энергия души. Это источ­ник способности к свершению. Марс — это отвага убеждения. Это также импульсивная натура и воин­ственный инстинкт. Знанию необходимо служить, истина нуждается в защите, вера — в поддержке. Марс — это поддерживающая и защищающая сила, тот самый энтузиазм, который сохраняет в человеке побуждение к достижению пели.
Солнце — жизненный принцип души. Это символ самой жизни. Он проявляется в воле к раскрытию или высвобождению. Человек, который обучает, ста­новится символом Солнца. Священник, врач, фило­соф, учитель, художник, музыкант, строитель — все они проявляют солярную способность души. Долг Солнца — поддерживать справедливость. Именно импульс Солнца в каждом человеке побуждает его тем или иным образом способствовать сохранению жизни, физической, эмоциональной или интеллекту­альной. Тот, кто несет другим свет, сам по-настоя­щему становится Солнцем.
Венера — способность души к гармонии. Именно эта сила бьется над открытием сущности прекрасного. Венера — властительница гармонии, ритма и по­рядка. В качестве потенциального порядка в душе человека она управляет, соразмеряет, симметрично располагает, координирует. Венера даровала нам ис­кусства, благороднейшее из которых — искусство са­мой жизни.
Венера — соблазнительница, ибо красота бывает двух видов: вещественная и невещественная. Веще­ственная красота — это исключительно красота форм, и она непостоянна; невещественная же красота пре­восходит формы и является частью универсального порядка.
Меркурий символизирует саму сенсорную функ­цию. Это система коммуникаций, соединяющая все части природы и связывающая Вселенную с челове­ком, а человека — со Вселенной. Долг меркурианской части души — регистрировать и свидетельствовать, наблюдать и сравнивать, анализировать и определять соотношение. Подобно крылатому вестнику богов, меркурианская натура — это та зона чувствительно­сти, посредством которой мы осознаем всю природу, простирающуюся вокруг нас.
Луна — это часть души, связанная с воображением. Она имеет отношение к способности фантазировать, которая, согласно древним, является видом творения. Симпатические силы, находящиеся под властью Лу­ны, тайно сговариваются, чтобы создать текучий узор образов, отражающих предметы наших надежд и стра­хов. Способность к воображению подводит нас к тай­не порождения. В древности верили, что сознание человека вступает в таинство физического существо­вания в результате того, что создает проекции своих собственных образов, а затем вливается в них и при­вязывает себя к этим отражениям.
Пять элементов, образующих физический мир, описывались как пребывающие внутри орбиты Луны, или подлунные. Как только сознание попадает в лун­
ный лабиринт воображения, его нисхождение в ве­щественное тело становится неизбежным.
Теперь алхимические аналогии должны стать оче­видными. Семь металлов символизируют силы души, связанные с семью планетами. По выражению вели­кого алхимика, монаха-бенедиктинца Василия Вален­тина. алхимия — это искусство не грубых металлов, но металлов тонких. Алхимическая медь — это не материальная медь, но духовный металл; то же отно­сится и ко всем прочим металлам.
Эти духовные металлы — силы души, действую­щие в мире. Это семь душ, присущих как природе, так и человеку; каждый раз из этих душ составляет­ся одна, соединяющая в себе семь принципов бес­смертной и нерушимой связью.
Человек, овладевший семью силами своей собст­венной душевной природы и приведший их в состо­яние совершенной гармонии, называется в алхимии Адептом. Он завершил Magnum Opus — Великое Де­лание. Он связал воедино разнообразие природы и сформировал его в единство цели и достижения.
Как в языческой, так и в христианской символике семь душ представлены в виде одеяний религиозно­го ордена. Облачение израильского первосвященни­ка. многоцветные одежды Иосифа, голубая с золотом мантия, надеваемая иерофантом египетско-масон­ских обрядов, — все это символы одеяний души. То же самое означает и золотой свадебный наряд, упо­мянутый св. Павлом.
Наука о семи душах была в древности частью эзо­терической традиции мистерий. В современном мире она выделилась в обособленный объект изучения под именем психологии. Современные психологи делают лишь первые шаги в исследовании великой сферы субъективной личности. Если они продолжат свои исследования, то в конечном итоге столкнутся лицом к лицу с тайной семи душ. А до тех пор они по-прежнему будут блуждать в мистическом лабиринте пси­хических феноменов.


Египтяне и халдеи проповедовали любопытную доктрину о химии души, выражая ее в категориях астрологии. Они считали, что каждый человек рож­дается на свет с фундаментальным рисунком, или конфигурацией, души. Эта конфигурация символи­зируется положением семи планет, знаком и домом, а также взаимоотношениями этих планет по аспек­ту. Такой душевный комплекс представляет собою одну сущность, единую натуру, образованную из семи натур, и именуется натальным демоном. Во многих цивилизациях древности новорожденным детям да­вались так называемые «молочные» имена. То были имена, под которыми их знали в детстве, пока не приводили в храм, чтобы посвятить в их тайное имя. Это имя было секретным и использовалось только по отношению к духовным и философским проблемам их жизни.
Тайное имя раскрывалось благодаря сек­ретной системе буквенного обозначения планет и знаков зодиака. Обычно согласные распределялись между зодиакальными знаками, а гласные ассоции­ровались с планетами. С помощью каббалистической системы соединения планет друг с другом изображал­ся магический символ, который своею формой и бук­вами, приписывавшимися его точкам, раскрывал оп­ределенные духовные истины, касающиеся личности.
Для реконструкции этой древней системы пред­принималось несколько попыток, но, насколько мне удалось ознакомиться с их результатами, большин­ство из них оказались неудачными. Интересные ис­следования этого вопроса оставил Агриппа, великий маг, а розенкрейцер Джон Хейдон в своем редком трактате «Гармония мира» сконструировал астроло­гический алфавит. Возможно, главная трудность на пути такой конструкции — это попытка приспосо­бить систему, изобретенную для древних языков, к требованиям нашего современного, довольно запутан­ного, алфавита.

Большинство древних языков было создано в хра­мах в соответствии с великими космическими зако­нами, а сами древние алфавиты имели магическое происхождение. У английского алфавита нет подоб­ных мистических корней, в результате чего он не является строго научным, и древние методы установ­ления соотношений между буквами перестают быть полностью адекватными, будучи примененными к общепринятому языку наших дней.