О более достоверных основаниях астрологии
Название: О более достоверных основаниях астрологии
Автор: Иоганн Кеплер
Формат: doc
Размер файла: 221 Кб
Отрывок из книги:
В книге первой своего сочинения “Об обязанностях” Цицерон с ясностью отменной замечает: “Великому уму это свойственно, и много таких, кто, не взирая на чрезвычайную занятость, входили или пытались входить в рассмотрение некоторых важных вопросов, не выходя за пределы своей области” (?). Применяя это мнение Цицерона, в частности к изучению астрономии, наш Рейнгольд настоятельно призывает честные умы не отвращаться от занятий астрономией, следуя суждениям тех неучей, которые восхищаются только занятиями, приносящими прибыль. Ибо, поскольку занятия астрономией преисполнены добродетелью, насаждение их требует твердости духа, и эта твердость духа придает разуму стойкость к глупым суждениям толпы и внушает ему презрение к ложным мнениям.
Что же касается того, что сей превосходный муж высказал относительно каждой части астрологии, то мне думается, что я смогу изложить все на этот раз с иной точки зрения, а именно — с точки зрения физики. Те, кто занимается прогностикой по долгу службы, должны с презрением относиться, особенно в глубине души, к двум противоборствующим наклонностям толпы и научиться защищать себя от двух качеств, свойственных умам неглубоким и низким; жажды славы и страха. Ибо хотя общий спрос [на прогностику] велик, испорченный ум, дабы снискать расположение толпы или в погоне за тщетной славой стремится предсказывать то, чего не бывает в природе, или скрыть истинные чудеса природы, если он избегает рассмотрения более глубоких причин.
С другой стороны, находятся такие, кто утверждает, будто глубокомысленной персоне с философским складом ума не пристало позорить репутацию своих дарований и достоинство эрудиции материями, низведенными до низменных самыми что ни на есть тривиальными и пустыми обыденными предсказаниями; тот же, кто совершает подобные предсказания, потакает любопытству толпы и, словно поднося трут, способствует разжиганию предрассудков у легковерных. Должен признать, что такого рода возражения выдвигаются весьма убедительно и способны отвратить честного человека от писаний в таком духе, даже если на то нет более весомых причин.
Но если желания просветиться достаточно в качестве побудительного мотива для персоны (а мужи мудрые полагают, что такие мотивы достаточны сами по себе), то такого человека уже ничто не остановит, разве что из-за робких опасений слухов и боязни дурной репутации он позволит отвратить себя от своей цели вышеуказанным посторонним влияниям и привходящим обстоятельствам. Ибо, даже если огромное число предписаний берется вместе с мелочами, заимствованными в этой области у арабов, то подобные вещи в столь тайной области природы не принадлежат к числу объяснимых мелочей и их не следует отвергать как мелочи.
Но жемчужные зерна надлежит извлекать из грязи; почитание Бога надлежит начинать с созерцания тайной природы, о которой упоминалось выше, а другие последуют примеру; и мы должны сосредоточить внимание и приложить все усилия, дабы извлечь на свет из тьмы невежества материи, некогда явно служившие на благо роду человеческому. И даже если результат наших усилий не будет ясен немедленно и в предсказаниях останется много неопределенного в силу сложности многих причин, все равно надлежит не ослаблять усилия, ибо добродетель может быть замечена только в труде.
Что же касается того, что многие неверно используют предсказания ради собственного любопытства и подтверждения своих предрассудков, то эти отвращает меня ничуть не больше, чем хорошего командира отвращает от взятия города (я опускаю бесчисленное множество других примеров) потеря нескольких солдат (которым, будь это возможно, он охотно спас бы жизнь).
Если у кого-то имеются возражения против публикации астрологических предсказаний для широкой публики, поскольку это вряд ли пойдет ей на пользу, то я хотел бы, чтобы такие люди приняли во внимание, что мы не можем довести что-либо до людей просвещенных, встречающихся то в одном, то в другом месте, иначе, как обращаясь к широкой публике.
Кроме того, в разжигании любопытства толпы можно заметить ту же методу, которая наблюдается у врачей по отношению к больному: мы используем чрезмерные и пагубные желания толпы, дабы приписать ей (словно некое лекарство) предостережения под видом предсказаний, призванных излечивать болезнь разума, предостережения, которые мы вряд ли могли бы прописать толпе каким-либо иным способом. Поэтому подобно тому, как не безумны те, кто, занимаясь врачеванием больного, хлопочут вокруг впавшего в горячку, говоря не своими голосами и изменяя внешность, лишь бы заставить больного принять лекарства, так и я надеюсь, что те, кто внимает мне с полным доверием, не заподозрит ничего дурного, ибо я из самых лучших намерений говорю открыто о будущем с толпой, жаждущей узнать о новых и будущих событиях. Неправы суждения тех, кто высмеивает вопрос величайшей важности, не пытаясь вникнуть в него; дабы не оставить столь низкие сферы жизни без внимания, открытыми насмешкам, возьмите это [сочинение], и тогда я смогу на радость ему [Цицерону] открыть глаза слепым.
Достославнейший господин мой, мне особенно хотелось посвятить Вашему Высочеству в качестве новогоднего дара мои размышления о грядущем годе, ибо я убежден, что Ваше Высочество и все ученые люди благосклонно взирают на тех, кто насаждает и возделывает указанные искусства. Ваше Высочество это наглядно продемонстрировало, предложив дружбу известнейшему и высокородному мужу Тихо Браге, фениксу астрономов. После его кончины Ваша дружба была предложена мне вместе с соболезнованием по поводу утраты. Кроме того, Вы ежедневно проявляете свой интерес, поскольку принимаете при своем дворе знаменитейшего мужа, господина Германа Булдера , доктора медицины, весьма сведущего математика и человека величайшей учености в указанной области, и ведете с ним ежедневно беседы об этих материях.
Примите же, преславный повелитель, эти физические предсказания и сравните их с предсказаниями политическими (на которые я весьма часто ссылаюсь), подобающими достоинству Вашего ранга и Вашим заботам о государстве. Ибо только те, кто печется о публичном интересе, смогут наиболее точно оценить судьбу этого прогноза; что же касается профессоров философии, то они предъявят права на философские и физические парадоксы для своих целей и для своей собственной критики.
Прощайте. Долгих Вам лет и приятной старости. С самыми лучшими пожеланиями по случаю Нового года всегда готовый к услугам Вашему Высочеству
г-н Иог. Кеплер, математик.