Статья
Автор: Петр Палагин
Название: Психика человека глазами астролога
То, что мы будем называть психикой человека, в религиозной традиции называют душой, а в оккультной - ментальным планом. Мы могли бы назвать психику - "сознанием", но так как определенную часть психики мы уже назвали сознанием (см. текст ниже), то этим поставили бы читателей в сложное положение, заставив каждый раз употреблять слово "сознание" в разных значениях. С другой стороны, можно было бы вместо психики употреблять термин "человек", тем более, что в научном смысле это почти так.Однако, понимая астрологию не в научном контексте, такое название заставило бы нас идти против собственных правил. Поэтому мы остановились на термине "психика", хотя он нас не вполне удовлетворяет. Во-первых, потому, что его слишком часто употребляют, имея ввиду все что угодно, но не "собственно психику" (чаще всего какие-то рефлексы или сложно устроенные биомеханизмы), а во-вторых, так как, скорее, мы сами с большей радостью употребляли бы "человек" вместо "психики", но не "психику" как "часть человека". В человеке нет отдельных частей, но все же психика еще не есть человек. А кроме того, мы встречали людей, у которых не было вообще никакой психики (с точки зрения нашей предыдущей главы такие люди не были рождены, а потому у них отсутствует не только психика, но и гороскоп. Астрология на таких, с позволения сказать, людей "не действует").
Нам придется разбирать здесь странную вещь, которая менее всего поддается всякого вида "разборкам", и более того, не желает, чтобы ее кто-либо разбирал. Если психика или душа являются частью Мирового Духа, то очевидно, что он не заинтересован в том, чтобы его разбирала какая-либо его часть (я имею в виду нас с вами). Но если нет никакого Мирового духа, то тогда есть отдельные люди, которые тем более не поймут, как они устроены. Ведь никому не придет в голову утверждать, что утюг в состоянии понять, как он устроен. "Включенный Утюг" может всего навсего греть воздух, если его не приложат к какой-нибудь ткани. Но, допустим, нас включили наши родители, а потом они же приложили нас к какому-нибудь делу, в результате чего мы не просто так греем воздух. Но что дает нам право все же утверждать, что мы знаем, как и по каким принципам мы устроены. Здесь я, конечно, не принимаю во внимание наивную веру ученых в то, что они еще немного поднапрягутся и выведут, наконец, формулу человека и узнают на сто процентов смысл его жизни, и тем более, я не беру во внимание слепую веру догматиков, которые без труда расскажут вам о смысле жизни, взяв готовые формулы и рецепты из своих вечных догматов, которые были всегда и будут всегда одними и теми же. Я просто обращаю внимание на внутреннее право человека быть собой и рассуждать о себе своими собственными словами. Где источник этого права и что заставляет человека это право осуществлять?
Один из психотерапевтов сказал как-то, что человека отличает от других животных одно важное свойство его "психики", а именно, самосознание. И здесь мы вынуждены отчасти с ним согласиться. На наш взгляд, самосознание - один из элементов того самого внутреннего права. Другим элементом этого права является объективизация (или реализация) сознания, то есть некоторый внешний выброс, позволяющий миру манипулировать с уже рожденным и "самоосознанным" сознанием. Третьим важным элементом является приобщенность и сопричастность рожденного, "самоосознанного" и объективного сознания с источником вообще всякого сознания, то есть с Мировым Духом (а для скептиков и неверующих - со всеми другими "сознаниями" уже рожденными и еще не рожденными). Перечисленные три элемента психики, а также четвертый элемент, заключающийся в факте наличия этой самой психики, и составляют всю психику целиком, отражая ее право быть самой по себе. Мало просто родиться, в чем объективно нет никакой заслуги (все без исключения объекты когда-то были рождены), но важно хоть чем-то отличаться от других новорожденных объектов, но не пребывать в состоянии новорожденности вечно. А кроме того, необходимо оставить некоторый психический след от своего пребывания в мире, сообразный с той задачей, которую требует от индивидуального сознания Мировой Дух. Таким образом, мы наметили четыре кардинальные точки и четыре способа психического функционирования, которые нам придется рассмотреть в
астрологическом ключе.
С точки зрения горизонта или эклиптики, мы можем назвать эти четыре кардинальные точки. Это Восход (Асцендент), Заход (Десцендент), Надир (IC) и Зенит (MC), либо Весна (начало Овна), Осень (начало Весов), Лето (начало Рака) и Зима (начало Козерога) соответственно. Однако, так как мы пользуемся горизонтальной системой домов, в которой строим гороскопы независимо "по домам" и "по знакам Зодиака", и рассматриваем в качестве рабочей модели только гороскоп "по домам", то четыре ключевых слова у нас будут такими : Асцендент, Надир, Десцендент и Зенит. Соответственно первой четвертью гороскопа мы назовем Первый, Второй и Третий дома, то есть область между Асцендентом и Надиром, второй четвертью гороскопа мы назовем Четвертый, Пятый и Шестой дома, область между Надиром и Десцендентом, третьей четвертью - Седьмой, Восьмой и Девятый Дома, область между Десцендентом и Зенитом, а четвертой четвертью гороскопа мы назовем Десятый, Одиннадцатый и Двенадцатый дома, то есть область между Зенитом и Асцендентом.
Мы также будем употреблять термин "Проблема", который в астрологическом смысле будет означать "плохие" аспекты к планетам, находящимся в том или ином доме или нахождение нескольких планет в каком-либо одном доме. Например, "проблема четвертого дома" означает множество квадратур и оппозиций к нескольким планетам, стоящим в четвертом доме.
В гороскопах мы будем рисовать десять планет (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон) и рассматривать между ними восемь основных аспектов (соединение, оппозиция, тригон, квадратура, квинтил, секстил, септил, октил). Орбисы для аспектов будут такими : для соединения - двенадцать градусов, для оппозиции - десять, для тригона - восемь, для квадратуры - шесть с половиной, для квинтила - пять, для секстила - четыре, для септила - два, для октила - одни градус. Наши гороскопы всегда будут нарисованы таким образом, что слева (то есть на девяти часах) всегда будет находится Асцендент, внизу - Надир, справа (то есть на трех часах) - Десцендент, вверху - Зенит.
И после такого утомительного терминологического вступления, мы попытаемся, наконец, перейти к изложению содержательной части.
В любом гороскопе мы достаточно редко обнаруживаем равномерное распределение планет по кругу. Как правило, какие-то области оказываются перегруженными, а какие-то пустыми. Мы попытаемся сформулировать далее проблемы каждой четверти гороскопа, представляя себе некоторых людей, имеющих в своем гороскопе планеты, попавшие только лишь в одну какую-нибудь четверть. Для этого нам придется "обозвать" каждую из четвертей. Но пока обратим внимание на формулирование принципов половины гороскопа.
Если все планеты в гороскопе расположены в верхней половине, то такого человека принято называть экстравертом, если в нижней половине - интравертом. В данном случае речь идет о том, что люди, имеющие в своем гороскопе планеты, расположенные с Первого по Шестой Дома (или от Овна до Девы), в своей психике будут иметь такие качества, как ориентация на собственную личность, замкнутость, рефлексивность, самоуглубленность, основательность. Они в своей деятельности озабочены более всего самоутверждением и выработкой принципиальной, стойкой самостоятельной позиции. Если же, наоборот, все планеты гороскопа человека будут располагаться с Седьмого по Двенадцатый Дома (или от Весов до Рыб), то в его психике будут преобладать противоположные качества, а именно открытость, ориентация на мнение окружающих, самоотреченность, легкость, а в своей деятельности такие люди будут более всего озабочены проблемой общественного пр..