header

Книга
Название: Как проводить исследования
Автор: Ли Леман
Формат: mht - формат открывать в Internet Explorer 
Размер файла: 633 Кб



Отрывок из книги:
Автор этой работы поставила перед собой следующие задачи: ввести в практику жизнеспособные концепции проведения и интерпретации астрологических исследований, проиллюстрировать некоторые особенности теории вероятности и её применения к количественным исследованиям и обсудить принципы планирования эксперимента.
Эта статья задумана как пособие для астрологов-исследователей. По существу, это введение в использование научного метода в астрологии с объяснением некоторых особенностей, возникающих при использовании этого метода, и изложением некоторых соображений относительно тех случаев, когда метод не применим.
Лучшей стартовой точкой является определение: исследование - это изучение ясно обозначенной проблемы, с использованием определенной методологии и чёткой системы доказательств и опровержений. Исследования бывают по меньшей мере трёх типов: описательные, исторические и количественные. Именно к количественным исследованиям более всего применим научный метод.
Для начала определим, что понимается под научным методом. Чтобы сделать это, необходимо вернуться к Фрэнсису Бэкону и Блезу Паскалю. Во времена периода, названного впоследствии Просвещением, принципы, провозглашённые ими, были канонизированы. Итак, главные признаки научного процесса таковы:
(1) учёный — это беспристрастный наблюдатель;
(2) учёный создаёт новые данные в процессе изучения, выделяя некоторые особенности, представляющие интерес в свете поставленной перед ним задачи, в качестве “единственных изменяемых переменных”;
(3) любой эксперимент, который вы считаете значимым, должен допускать повторение другими исследователями;
(4) выводы получаются путем обобщения частных результатов для частных случаев на все случаи подобного вида.
В большинстве научных исследований сначала выдвигается гипотеза, достаточно детализированная для того, чтобы можно было предложить модель для её проверки. Планируется эксперимент и в ходе его проведения собираются данные. Потом эти данные анализируются, и этот анализ показывает, можно ли считать выдвинутую гипотезу значимой. Иногда в ходе анализа рождаются совершенно неожиданные для исследователя результаты.
Место научных методов в астрологии - всё ещё предмет споров. Этому есть несколько причин. Во-первых, у большинства астрологов-практиков нет хорошей научной подготовки. Как у всех людей со стандартным уровнем образования, их отношение к научным методам, в целом, основано на их представлении о месте науки в обществе.
Вторая причина заключается в том, что часть астрологов считает результаты статистических работ, выполненные до сих пор, существенно расходящимися с потребностями практической астрологии. Эти астрологи утверждают, что сектора Гоклена подходят им хуже, чем обычные астрологические дома. Получается, что в глобальном контексте результаты Гоклена в определенной мере “доказывают” или подтверждают астрологию, но их практическая пригодность довольно ограничена.
Третья причина касается недуга, поразившего западную мысль и философию в XX столетии — это беспокойство о науке и о её месте в общей картине мира.
В связи с последними открытиями в квантовой и релятивистской физике, все больше ученых стало сомневаться, что Вселенная в своей основе объективна. Одновременно с ростом академических областей истории и философии науки, всё в большей степени становятся спорными некоторые методы и процессы науки, в результате чего наука выглядит находящейся так же далеко от своих пределов, как и в конце девятнадцатого века. Так что трудно предполагать, что из её недр придут ответы на все интересующие нас вопросы.
В то время, как вокруг роли науки в нашем знании не утихает борьба, всё-таки имеется ряд её ценных применений. Так, идея использования научных (что в большинстве случаев означает статистических) методов — это способ, который может дать ряд интересных результатов.
ШАГ 1: ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Одна из самых больших ошибок, допускаемых при реализации исследовательских проектов, состоит в том, что намереваясь что-то изучать (скажем, музыкальный талант), исследователи стараются собрать как можно больше данных, а потом не знают, что с ними делать! Самый важный вопрос, который необходимо решить в самом начале — это вопрос о выборе модели и типе проводимых исследований. Эта пред-экспериментальная стадия технически называется планированием эксперимента. При правильно спланированном эксперименте у вас может быть очень мощный импульс для получения положительных результатов. (Хотя я не выражаю сомнения в том, что вы хотели бы получить положительный результат в ходе эксперимента.) Если вы не спланируете эксперимент должным образом, чрезвычайно велики шансы того, что вы или не получите результатов, или эти результаты будут ошибочными. Это, в свою очередь, означает, что вам придётся повторить процесс сбора данных, а ведь именно стадия сбора данных наиболее трудоемка. Следствием этого может быть то, что вас могут обвинить в подгонке данных, т.е. модификации эксперимента для получения результатов, согласующихся с вашей теорией.
Первый шаг астрологического или любого другого исследования — это постановка вопроса. Причём вопрос должен быть сформулирован в такой форме, чтобы на него можно было ответить достаточно однозначно. Например, вопрос: “Есть ли разница между людьми с музыкальными талантами и людьми без таких талантов с астрологической точки зрения?” — слишком общий. Корректнее было бы сформулировать вопрос, например, так: “Есть ли различия в суточном положении Венеры у людей с музыкальными способностями и без оных?” На этот вопрос уже можно вполне однозначно ответить экспериментальным путем.
Сначала, если у вас вообще нет идей об астрологической динамике музыкальных способностей (в нашем примере), то можно рекомендовать произвести так называемое поисковое исследование. В поисковое исследование можно включить небольшую группу людей (скажем, человек пятьдесят) с музыкальными способностями, а потом проверить эту группу любыми методами, которые вам понравятся: суточные распределения, средние точки, астероиды, уранианские планеты, гелиоцентрика, гармоники и т.д. Вы можете выбрать один или несколько факторов, которые покажутся вам интересными. После того, как у вас появятся некоторые идеи о роли этих возможных факторов, вы можете уже набрать большую группу, учитывая во время сбора данных всё, что сможет повлиять на ваши результаты впоследствии на стадии анализа данных. Какого рода могут быть эти факторы? Если вы изучаете средние точки, то вам необходимо будет более тщательно учитывать моменты рождения для средних точек типа Асц/МС, чем для точки Марс/Плутон.
Таким образом, первый шаг в астрологическом исследовании — это построение модели, которая, по вашему мнению, может описывать реальность. Есть два вида моделей: физическая и символическая. Физические модели бывают двух типов: портретные модели — это картины реальности (как фотографии или ксерокопии), которые внешне выглядят как то, что изучается вами, и аналоговые модели, которые выглядят иначе, но работают так же, как изучаемые. Пример аналоговой модели — аэродинамическая труба. Отметим, что аналоговые модели не обязательно должны иметь все компоненты рассматриваемого объекта (в аэродинамической трубе нет птиц и осадков!). От них требуется только, чтобы они описывали изучаемый процесс.
Помимо физических моделей существуют также и символические, которые подразделяются на два типа: описательные и математические. Описательная модель — это словесное описание исторического развития системы. Математическая модель характеризует систему в виде уравнений, рядов или других математических объектов. Выражение “средняя точка Меркурия и Марса равна Сатурну” можно рассматривать, или как словесное или как математическое утверждение, поскольку в астрологии мы можем перевести большинство утверждений в систему 360-градусных координат. В этом случае среднюю точку нужно будет просто выразить в виде оператора в нашей системе, подобно тому, как сложение является оператором в арифметике.
После того, как вопрос поставлен и модель сформирована, планирование завершается и начинается сбор данных. Сначала следует определить критерии для сбора данных, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, если необходимо, а также определить способы проведения “измерений” в рамках вашей модели и выбрать статистические критерии, которые будут использоваться.