header

Книга
Название: Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии
Автор: А.В.Подосинов
Формат: djv
Размер файла: 39,1 Мб



Отрывок из книги:
Ориентация и космология
В ходе исследования мы имели возможность много раз убеждаться в том, что помимо ориентационных принципов и навыков, обусловленных непосредственной средой обитания человека, большую роль в формировании ориентационных представлений играли факторы космического характера, почерпнутые из наблюдений древнего человека за космическими феноменами и проецируемые им на свой мезо- и макрокосмос. Наибольшее значение здесь имели приобретенные довольно рано познания о движении небесной сферы и небесных светил.
Еще Плиний Старший писал: «Все наши нынешние знания о небе, полезные для сельского хозяйства, опираются главным образом на наблюдения... восхода неподвижных звезд, их захода и четырех важнейших точек: двух Тропиков, или солнцестояний, и двух равноденствий, которые делят год на четыре четверти по различным временам года» (Plin. NH, 18, 25). По мнению А. А. Гурштейна, наблюдение за движением солнца в архаических культурах должно было с неизбежностью «привести к выделению „на стезе" Солнца... четырех и только четырех особых точек: весеннего и осеннего равноденствий (уравнивание светлого и темного времени суток при восходе Солнца строго на востоке), летнего солнцестояния (высшее полуденное положение Солнца над горизонтом) и зимнего солнцестояния (наименьшая полуденная высота Солнца над горизонтом)» (Гурштейн, 156; собственно возможности определения Различных точек солнцестояния в древних обществах посвящена работа П. Штефана: Stepban, Ortung; она показывает, что уже в далекой древности велись наблюдения за точками восхода солнца в эти дни.
...
Как мы видели, даже в одежде и способе ее ношения запечатлелись сакральные моменты движения небесной сферы» когда «движение» надеваемого куска материи слева направо оказывалось аналогом космического движения-Названия стран света во многих индоевропейских языках оказываются связанными с понятиями «выше» (север) и «ниже» (юг), что расценивается некоторыми исследователями как отражение отклонений годового движения Солнца, его эклиптики (см. подробнее: liuisman, 99—108).
Очень рано, вероятно, еще в каменном веке, человек, наблюдая движение небесных светил, отметил относительную неподвижность северных созвездий, вращавшихся вокруг общей небесной оси, наклоненной к северу, что дало ему возможность, во-первых, зафиксировать существование полюса вообще и, значит, оси мира, а во-вторых, — научиться ориентироваться в (ночном) пространстве относительно этих звезд (Полярная звезда, Большая Медведица) (Tallqvisi, 148)- А. Б. Фролов считает, что выделение Полярной звезды как элемента ориентации свершилось уже в верхнем палеолите: «Такой важный ориентир, как Полярная звезда» был выделен очень рано в связи с формированием представления о четырех сторонах горизонта: в искусстве и всей материальной культуре верхнего палеолита разделение северного, южного, западного и восточного направлений стало устойчивой традицией* (Фролов, Происхождение календаря, 25).
Полярная звезда выступала ориентиром у многих народов Евразии — у китайцев, индийцев, иранцев, вавилонян, маядеев, арабов, греков, финно-угров, тюрков и др. О ее значении как оси мира говорят уже
названия» данные ей в разных культурах.
Полярная звезда воспевается у индийцев как «стержень звезд», как «центр вселенной», как «шнур, который держит вселенную», как «опора вселенной», как "пуп вселенной" (Хираньякеши, I, 6, 14). Иранцы называли ее «Мех-и мийан асман», что означало «Гвоздь в середине неба» (см.: Дрезден, 344), Енисейские кеты называли Полярную звезду «Матерью звезд» (Конам), «Пупком звезд*, «Середины неба пупок». у селькупов она называлась «Неба срединная звезда".
У греков Большая медведица называлась «Повозкой, (как и у шумеров, аккадцев, индийцев, тохарцев, римлян, древних германцев, латышей, славян, см.: Иванов/Топоров, Индоевропейская мифология, 529) или «Медведицей» и рано стала обозначать северную часть го-ризовта. Получившиеся отсюда обозначения северного ветра сигарку и аркпкбс, вскоре стали наряду с северным ветром Бореем (Ворёас.) названиями этой страны света. Латинское наименование Большой медведицы — «Повозка» (septeratrioncs) также дало обозначение севера и северного полюса в виде septemlrio, — слова, которое продолжает жить в этом качестве во многих романских языках (ср. итал. settentrione, франц. и испан. septemrion, португ. scpientriao).
Чтобы объяснить наклон проходящей через северный полюс миро-вой оси, многие народы (NB — Южной Евразии!) развили теорию повышения земли к северу, что породило широко распространенное мнение о существовании на севере Евразии высоких гор (Kirfei,Kosmographie,2'; по мнению Кирфеля, эта идея могла передаваться от одного народа другому). В Северной Евразии, где реки в основном текли в Северный Ледовитый океан, север считался, как мы видели, наоборот, «низменной», «низкой» стороной.